Научное общество учащихся "Наука, Творчество. Развитие"

Общие положения

Развитие творческого потенциала личности учащегося является одним из ведущих направлений деятельности школы. Сложилась определенная система работы с одаренными детьми: это элективные курсы и кружки по интересам, интеллектуальный марафон, олимпиады и конференции исследовательских работ. Все перечисленное является основой для создания и работы научного общества учащихся (НОУ).

Работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:

  • развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки;
  • формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
  • даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;
  • воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;
  • способствует самоутверждению обучающихся.

Кроме того, ученики получают дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при освоении не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.

Научное общество учащихся (НОУ) является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний, как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний.

Цель, задачи, принципы НОУ

Цель: создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Задачи:

  • создание условий для самовыражения и самореализации школьников;
  • углубление знаний в выбранных сферах науки и культуры;
  • развитие творческого мышления;
  • совершенствование навыков научно-исследовательской деятельности.

Принципы организации работы НОУ:

  • непрерывности – включение в научно-исследовательскую работу учащихся всех возрастных групп;
  • реализация межпредметных связей;
  • свобода выбора учащимися вида и формы исследовательской деятельности;
  • создания условий для самореализации личности;
  • социально-педагогической поддержки детей, проявивших способности к научно-исследовательской деятельности.

Участники НОУ

Членами НОУ являются учащиеся 5-11 классов, изъявившие желание активно участвовать в работе секций общества.

Работа осуществляется поэтапно:

  • Подготовительный этап (5 - 7 классы)

Цель: выявление наиболее способных к творчеству школьников; развитие навыков научной деятельности.

  • Собственно исследовательский этап (8 - 11 классы)

Цель: осмысливание научно-исследовательской деятельности через выполнение исследовательских работ как индивидуальных, так и групповых.

Запись в научное общество осуществляется на основании желания школьников участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических исследований и рекомендаций учителей-предметников.

Структура организации

Высший орган НОУ – собрание.

Собрание утверждает Совет НОУ в который входят Совет кураторов и Совет актива учащихся.

Общее собрание НОУ проводится два раза в год.

Школьная научно-практическая конференция проводится 1 раз в год – в апреле.

Работа секций строится по следующим направлениям:

  • Филологические дисциплины
  • Естественно -математические дисциплины
  • Общественные и естественнонаучные дисциплины.

Руководство научными секциями осуществляют учителя-консультанты, которые входят в Совет кураторов, координирующий проектно-исследовательскую работу НОУ.

Совет кураторов может ежегодно меняться в зависимости от участия учителей в подготовке учащихся к научно-практической конференции. Учителя, не работающие с учащимися в качестве консультантов, не могут входить в совет кураторов.

Роль педагогического коллектива в реализации целей и задач НОУ

Учителя-предметники являются кураторами секций НОУ.

Педагогический коллектив оказывает реальную помощь школьникам в решении следующих задач:

  • овладеть знаниями, выходящими за пределы школьной программы;
  • почувствовать вкус к поисково-исследовательской деятельности;
  • научиться методам и приемам научного исследования;
  • научиться работать с литературой;
  • стать пропагандистами в значимой для себя области знаний.
  • Основными направлениями работы членов педагогического коллектива являются:
  • Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.
  • Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.
  • Рецензирование научных работ учащихся при подготовке к участию в конкурсах и конференциях.
  • Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций.
  • Редактирование и издание ученических научных сборников.

План работы НОУ (в течение года)

  • Сбор предварительной информации по вопросу исследования, знакомство с различными мнениями разных авторов по изучаемой проблеме.
  • Проведение собственных исследований, используя научный, доступный и посильный к выполнению инструментарий в виде методов исследований данного явления.
  • Сравнение полученных результатов с имеющимися образцами, проведение анализа, построение причинно-следственных связей, поиск путей решения выявленных противоречий.
  • Оформление исследовательской работы в печатном виде;
  • Подготовка к выступлению на конференции с использованием стендового доклада или электронной презентации.

Ежегодно проводятся школьная научно - практическая конференция. Заслушиваются лучшие работы учащихся, отобранные в результате предварительного рецензирования по определенным, общим для всех критериям. Жюри (возможно Совет НОУ), выбранное специально для Конференции из числа наиболее подготовленных учащихся, учителей, родителей, представителей органов Управления образования и других, оценивает устное выступление защищавшихся и определяет победителей данного конкурса.

Содержание работы НОУ

  • Удовлетворение профессионального спроса участников НОУ на изучение интересующих проблем, составление программ, разработка проектов и тем исследований.
  • Руководство объединениями по интересам, организация индивидуальных консультаций в ходе научных исследований учащихся.
  • Рецензирование научных работ школьников при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
  • Выступления с лекциями, докладами, сообщениями, творческими отчетами.
  • Проведение научно-практических конференций, участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, выставках.
  • Редактирование и издание ученических научных сборников.

Ожидаемые результаты

Для педагогов:

  • повышение уровня педагогических знаний, педагогического мастерства;
  • привитие вкуса, интереса, умения к занятиям творческой деятельностью через вовлечение школьников в проектную и практическую деятельность;
  • создание условий и привитие интереса к самообразованию;
  • реализация авторских программ, курсов, пособий.

Для учащихся:

  • создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности;
  • формирование ключевых компетенций;
  • выработка умений эффективно использовать знания и умения в различных ситуациях;
  • повышение эффективности интеллектуальной деятельности через вооружение методами осуществления научного и творческого поиска, самостоятельной работы;
  • профессиональное самоопределение.

Для родителей:

  • удовлетворенность реализацией творческого потенциала ребенка.

Деятельность научного общества учащихся определяется Уставом НОУ, принятым на общем собрании.

УСТАВ научного общества учащихся "Наука, Творчество. Развитие"

В научное общество учащихся может вступить каждый ученик, имеющий интерес к научной деятельности и получивший рекомендацию учителя-предметника.

Возраст вступления в НОУ – 10- 17 лет.

Ученик, участвующий в работе НОУ, имеет право:

  • выбрать форму выполнения научной работы (проект, научная работа, исследовательская и др.);
  • получить необходимую консультацию у своего руководителя;
  • иметь индивидуальный график консультаций в процессе создания научной работы;
  • получить рецензию на написанную научную работу у педагогов, компетентных в данной теме;
  • выступить с окончательным вариантом научной работы на научно-исследовательской конференции в школе;
  • представлять свою работу, получившую высокую оценку, на конференциях в районе и округе;
  • опубликовать свою работу, получившую высокую оценку, в сборнике научных работ учащихся;
  • участвовать в планировании деятельности НОУ.

Ученик, участвующий в НОУ, обязан:

  • регулярно и активно участвовать в заседаниях научного общества своей секции;
  • периодически сообщать о промежуточных результатах своих исследований на заседаниях своей секции;
  • обращаться в библиотеку для заказа необходимой для исследования литературы;
  • активно участвовать в школьных конференциях;
  • строго соблюдать сроки выполнения научных работ;
  • строго выполнять требования к оформлению научной работы.