Научное общество учащихся "Наука, Творчество. Развитие"
Общие положения
Развитие творческого потенциала личности учащегося является одним из ведущих направлений деятельности школы. Сложилась определенная система работы с одаренными детьми: это элективные курсы и кружки по интересам, интеллектуальный марафон, олимпиады и конференции исследовательских работ. Все перечисленное является основой для создания и работы научного общества учащихся (НОУ).
Работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:
- развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки;
- формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
- даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;
- воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;
- способствует самоутверждению обучающихся.
Кроме того, ученики получают дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при освоении не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.
Научное общество учащихся (НОУ) является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний, как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний.
Цель, задачи, принципы НОУ
Цель: создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Задачи:
- создание условий для самовыражения и самореализации школьников;
- углубление знаний в выбранных сферах науки и культуры;
- развитие творческого мышления;
- совершенствование навыков научно-исследовательской деятельности.
Принципы организации работы НОУ:
- непрерывности – включение в научно-исследовательскую работу учащихся всех возрастных групп;
- реализация межпредметных связей;
- свобода выбора учащимися вида и формы исследовательской деятельности;
- создания условий для самореализации личности;
- социально-педагогической поддержки детей, проявивших способности к научно-исследовательской деятельности.
Участники НОУ
Членами НОУ являются учащиеся 5-11 классов, изъявившие желание активно участвовать в работе секций общества.
Работа осуществляется поэтапно:
- Подготовительный этап (5 - 7 классы)
Цель: выявление наиболее способных к творчеству школьников; развитие навыков научной деятельности.
- Собственно исследовательский этап (8 - 11 классы)
Цель: осмысливание научно-исследовательской деятельности через выполнение исследовательских работ как индивидуальных, так и групповых.
Запись в научное общество осуществляется на основании желания школьников участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических исследований и рекомендаций учителей-предметников.
Структура организации
Высший орган НОУ – собрание.
Собрание утверждает Совет НОУ в который входят Совет кураторов и Совет актива учащихся.
Общее собрание НОУ проводится два раза в год.
Школьная научно-практическая конференция проводится 1 раз в год – в апреле.
Работа секций строится по следующим направлениям:
- Филологические дисциплины
- Естественно -математические дисциплины
- Общественные и естественнонаучные дисциплины.
Руководство научными секциями осуществляют учителя-консультанты, которые входят в Совет кураторов, координирующий проектно-исследовательскую работу НОУ.
Совет кураторов может ежегодно меняться в зависимости от участия учителей в подготовке учащихся к научно-практической конференции. Учителя, не работающие с учащимися в качестве консультантов, не могут входить в совет кураторов.
Роль педагогического коллектива в реализации целей и задач НОУ
Учителя-предметники являются кураторами секций НОУ.
Педагогический коллектив оказывает реальную помощь школьникам в решении следующих задач:
- овладеть знаниями, выходящими за пределы школьной программы;
- почувствовать вкус к поисково-исследовательской деятельности;
- научиться методам и приемам научного исследования;
- научиться работать с литературой;
- стать пропагандистами в значимой для себя области знаний.
- Основными направлениями работы членов педагогического коллектива являются:
- Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.
- Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.
- Рецензирование научных работ учащихся при подготовке к участию в конкурсах и конференциях.
- Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций.
- Редактирование и издание ученических научных сборников.
План работы НОУ (в течение года)
- Сбор предварительной информации по вопросу исследования, знакомство с различными мнениями разных авторов по изучаемой проблеме.
- Проведение собственных исследований, используя научный, доступный и посильный к выполнению инструментарий в виде методов исследований данного явления.
- Сравнение полученных результатов с имеющимися образцами, проведение анализа, построение причинно-следственных связей, поиск путей решения выявленных противоречий.
- Оформление исследовательской работы в печатном виде;
- Подготовка к выступлению на конференции с использованием стендового доклада или электронной презентации.
Ежегодно проводятся школьная научно - практическая конференция. Заслушиваются лучшие работы учащихся, отобранные в результате предварительного рецензирования по определенным, общим для всех критериям. Жюри (возможно Совет НОУ), выбранное специально для Конференции из числа наиболее подготовленных учащихся, учителей, родителей, представителей органов Управления образования и других, оценивает устное выступление защищавшихся и определяет победителей данного конкурса.
Содержание работы НОУ
- Удовлетворение профессионального спроса участников НОУ на изучение интересующих проблем, составление программ, разработка проектов и тем исследований.
- Руководство объединениями по интересам, организация индивидуальных консультаций в ходе научных исследований учащихся.
- Рецензирование научных работ школьников при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
- Выступления с лекциями, докладами, сообщениями, творческими отчетами.
- Проведение научно-практических конференций, участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, выставках.
- Редактирование и издание ученических научных сборников.
Ожидаемые результаты
Для педагогов:
- повышение уровня педагогических знаний, педагогического мастерства;
- привитие вкуса, интереса, умения к занятиям творческой деятельностью через вовлечение школьников в проектную и практическую деятельность;
- создание условий и привитие интереса к самообразованию;
- реализация авторских программ, курсов, пособий.
Для учащихся:
- создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности;
- формирование ключевых компетенций;
- выработка умений эффективно использовать знания и умения в различных ситуациях;
- повышение эффективности интеллектуальной деятельности через вооружение методами осуществления научного и творческого поиска, самостоятельной работы;
- профессиональное самоопределение.
Для родителей:
- удовлетворенность реализацией творческого потенциала ребенка.
Деятельность научного общества учащихся определяется Уставом НОУ, принятым на общем собрании.
УСТАВ научного общества учащихся "Наука, Творчество. Развитие"
В научное общество учащихся может вступить каждый ученик, имеющий интерес к научной деятельности и получивший рекомендацию учителя-предметника.
Возраст вступления в НОУ – 10- 17 лет.
Ученик, участвующий в работе НОУ, имеет право:
- выбрать форму выполнения научной работы (проект, научная работа, исследовательская и др.);
- получить необходимую консультацию у своего руководителя;
- иметь индивидуальный график консультаций в процессе создания научной работы;
- получить рецензию на написанную научную работу у педагогов, компетентных в данной теме;
- выступить с окончательным вариантом научной работы на научно-исследовательской конференции в школе;
- представлять свою работу, получившую высокую оценку, на конференциях в районе и округе;
- опубликовать свою работу, получившую высокую оценку, в сборнике научных работ учащихся;
- участвовать в планировании деятельности НОУ.
Ученик, участвующий в НОУ, обязан:
- регулярно и активно участвовать в заседаниях научного общества своей секции;
- периодически сообщать о промежуточных результатах своих исследований на заседаниях своей секции;
- обращаться в библиотеку для заказа необходимой для исследования литературы;
- активно участвовать в школьных конференциях;
- строго соблюдать сроки выполнения научных работ;
- строго выполнять требования к оформлению научной работы.