Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО)

Положение о внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) в МБОУ СШ № 70 г.Липецка

Общие положения.

1.1. Положение представляет собой нормативный документ, разработанный в соответствии  с

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от    29.12.2012 №273-ФЗ;

- приказами Министерства образования и науки Российской Федерации:

  • от 9  марта  2004  года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
  • от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
  • от 18 декабря 2012 г. № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федераций от 6 октября 2009 г. № 373»;
  • от 29 декабря 2014 г. №1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федераций от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • от 29 декабря 2014 г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федераций от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • от 29 декабря 2014 года № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»»;
  • от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
    от 23 июня 2015 г. № 609 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
  • от 7 июня 2017 г. № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
  • от 14.06.2013 № 462 "Об утверждении порядка проведении самообследования в образовательной организации";
  • от 10.12.2013 № 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию.

- постановлениями Главного государственного санитарного  врача РФ от 29.12.2010 №189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10) и от 10 июля 2015 года N 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

1.2. Внутренняя система оценки качества образования представляет собой деятельность по информационному обеспечению управления образовательным учреждением, основанную на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.

1.3. Внешняя система оценки качества образования – включение потребителей образовательных услуг, органов государственно – общественного управления / коллегиального управления ОО в оценку деятельности системы образования образовательной организации, содержания образования в соответствии с требованиями федеральных образовательных стандартов общего образования (по соответствующим уровням), целям и задачам государственной политики в сфере образования;

1.4. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников образовательного учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовым договором, в том числе педагогических работников, работающих по совместительству.

1.5. Образовательное учреждение обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели ВСОКО, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов.

1.6. Оценка качества образования осуществляется посредством:

- лицензирования;

- аккредитации;

- государственной итоговой аттестации выпускников;

- системы внутришкольного контроля;

- мониторинга качества образования.

1.7. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:

- образовательная статистика;

- промежуточная и итоговая аттестация;

- мониторинговые исследования;

- социологические опросы;

- отчеты работников школы;

- посещение уроков и внеклассных мероприятий.

 

  1. Основные цели, задачи и принципы ВСОКО

2.1. Цели внутренней системы оценки качества образования:

- систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в образовательном учреждении для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и образовательного результата;

- максимального устранения эффекта неполноты и неточности информации о качестве образования, как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности образовательного процесса по достижению соответствующего качества образования.

2.2. Задачи внутренней системы оценки качества образования:

- формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в школе;

- получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;

- предоставления всем участникам образовательного процесса и общественной достоверной информации о качестве образования;

- принятие обоснованных и своевременных  управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;

- прогнозирование развития образовательной системы школы.

2.3. В основу ВСОКО положено следующие принципы:

- объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;

- реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учета индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания;

- открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;

- доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;

- рефлексивности, реализуемой через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышение потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;

- оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования;

- инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);

- минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными показателями;

- взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости;

- соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в школе.

2.4. Внутренняя система оценки качества образования:

- функционирует во взаимосвязи с системой внутришкольного контроля и мониторинга как основой управления образовательной деятельностью образовательной организации;

- направлена на обеспечение соответствия процедурам и содержанию внешней оценки качества образования;

- учитывает федеральные требования к порядку проведению образовательной организацией процедуры самообследования и параметры, используемые в процессе федерального государственного контроля качества образования.

 

  1. Организационная и функциональная структура ВСОКО.

3.1. Организационная структура, занимающаяся внутришкольной оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию школы, педагогический совет, научно-методический совет, предметные кафедры учителей-предметников.

3.2. Администрация школы:

- разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования школы, участвует в этих мероприятиях;

- обеспечивает на основе образовательной программы проведение в школе контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;

- организует систему оценки качества образования, осуществляет сбор, обработку, хранение и предоставление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне школы;

- организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования;

- обеспечивает условия для подготовки работников школы по осуществлению контрольно-оценочных процедур;

- обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования; формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы школы за учебный год, отчет по самообследованию и т.д.);

- принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО.

3.3. Научно-методический совет и предметные кафедры учителей-предметников:

- участвуют в разработке методики оценки качества образования; участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы;

- участвуют в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов школы;

- содействуют проведению подготовки работников школы по осуществлению контрольно-оценочных процедур;

- проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию;

- готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне школы.

3.4. Педагогический совет:

- содействует определению стратегических направлений развития системы образования в школе;

- принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования школы;

- принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования;

- принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации учебного процесса в школе;

- участие в оценке качества и результативности труда работников школы;

- содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;

- принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в школе.

 

  1. Содержание ВСОКО

Оценка качества образования осуществляется по следующим направлениям:

4.1. Качество образовательных результатов:

- предметные результаты обучения (включая внутреннюю и внешнюю диагностики, в том числе ГИА обучающихся 9,11-х классов);

- метапредметные результаты обучения (включая внутреннюю и внешнюю диагностики);

- личностные результаты (включая показатели социализации обучающихся);

- здоровье обучающихся (динамика);

- достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах;

- удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов;

- профессиональное самоопределение обучающихся.

4.2. Качество реализации образовательного процесса:

- основные образовательные программы (соответствие требованиям ФГОС (ФК ГОС);

- рабочие программы по предметам УП;

- программы внеурочной деятельности

- реализация учебных планов и рабочих программ (соответствие ФГОС и ФК ГОС);

- качество уроков и индивидуальной работы с обучающимися;

- качество внеурочной деятельности (включая классное руководство);

- удовлетворённость учеников и родителей уроками и условиями в школе;

- адаптация обучающихся к условиям школьного обучения и при переходе на следующий уровень образования.

4.3. Качество  условий, обеспечивающих образовательный процесс:

- кадровое обеспечение;

- материально-техническое оснащение;

- учебное и учебно-методическое обеспечение;

- библиотечно-информационные ресурсы;

- качество информационно-образовательной среды;

- общественно-государственное управление (Управляющий совет, Педагогический совет, Совет родителей, Совет учащихся);

- документооборот и нормативно-правовое обеспечение.

4.4. Объекты оценки качества образования (приложение 1).

4.5. Оценка результатов реализации ООП

4.5.1. В части результатов ООП, соответствующих ФК ГОС:

1) В период поэтапного перехода на стандарты второго поколения, в отношении учащихся, осваивающих ООП, соответствующих ФК ГОС, оценке подвергаются только предметные образовательные результаты.

2) Оценка предметных результатов по указанной группе учащихся проводится по следующим направлениям:

 - промежуточная аттестация учащихся;

- анализ результатов государственной итоговой аттестации по усвоению программ основного общего и среднего общего образования,

 - участие учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях

4.5.2. В части результатов ООП, соответствующих ФГОС:

 1) Оценка достижения предметных результатов освоения ООП в соответствии с ФГОС  проводится в следующих формах:

- промежуточная аттестация учащихся;

- результаты независимой оценки качества образования выпускников;

- участие учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях

Оценка предметных результатов осуществляется в ходе различных видов контроля (стартового, текущего, тематического, итогового) по предметам Учебного плана.

2) Оценка достижения метапредметных результатов освоения ООП в соответствии с ФГОС проводится в следующей форме:

 - комплексная контрольная работа (на этапе завершения реализации ООП);

3) Оценка достижения личностных результатов освоения учащимися ООП в соответствии с ФГОС проводится косвенно, посредством использования специальных тестов, мониторингов, осуществляемых непосредственно учителем, работающим в данном классе или с помощью административного лица (заместителя директора по УВР). При проведении данных мероприятий результаты не персонифицируются. Инструментарий для оценки сформированности личностных результатов подбирается учителем в форме специальных статистических, социологических, психологических исследований, при этом используются только тексты авторских профессиональных тестов и мониторингов.

4.5.3. В качестве необходимых процедур для осуществления оценки качества образования в ОУ используются: оценка и учёт индивидуального прогресса обучающихся, система критериального и накопительного оценивания, а также система оценки качества образовательных результатов

4.5.4. Система оценки и учёта индивидуального прогресса обучающегося определяется структурой портфолио обучающего, порядком оформления портфолио обучающегося, ранжированием результатов, помещенных в портфолио и определяется локальным актом ОУ.

4.5.5. Система накопительного оценивания реализуется через портфолио обучающихся и рейтинговую систему оценивания, основанную на рейтинге текущей и итоговой успеваемости обучающихся. Накопительный характер оценки реализуется при итоговом оценивании качества образовательных результатов обучающихся, где учитывается сформированность не только предметных и метапредметных результатов, но и умение осуществлять проектную деятельность, способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.

4.5.6. Система оценки качества образовательных результатов предполагает оценку достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы: при усвоении ФК ГОС – предметных, при усвоении ФГОС - личностных, предметных и метапредметных. Формы организации, порядок проведения и периодичность оценочных процедур регламентируются основными образовательными программами по уровням образования, рабочими программами педагогов по учебным предметам и локальными актами ОУ (об осуществлении текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и т.п.).

4.5.7. Выводы о качестве образования в ОУ формулируются 1 раз в год (не позднее 25 августа) на основе сопоставления внешних и внутренних оценок, полученных за прошедший учебный год в рамках:

 - мониторинга достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП по уровням образования;

- итоговой оценки результатов освоения ООП по уровням образования, в т. ч. результатов промежуточной аттестации обучающихся и государственной итоговой аттестации выпускников;

- мониторинга здоровья обучающихся и работников системы образования, обеспечения здоровьесберегающих условий реализации образовательных программ;

- аттестации педагогических работников,

- удовлетворенности участников образовательных отношений качеством предоставляемых образовательных услуг;

- контрольно-надзорных мероприятий;

- лицензирования и аккредитации образовательной деятельности;

- независимой оценки качества работы и др. оценочных мероприятий.

 

  1. Общественное участие в оценке качества образования

5.1. Общественная экспертиза качества образования обеспечивает соответствие требований, предъявляемых к качеству образования, социальным ожиданиям и интересам общества и развитие механизмов независимой экспертизы качества образования.

5.2. ВСОКО обеспечивает реализацию прав родительской общественности и профессиональных сообществ, организаций и общественных объединений по включению в процесс оценки качества образования в школе в качестве экспертов и наблюдателей.

5.3. Основными объектами общественной экспертизы качества образования выступают:

- учебные и внеурочные достижения обучающихся (на основе обобщенных результатов);

- общий уровень духовного, нравственного, социального и культурного развития учащихся школы;

- условия, созданные в школе в целях сохранения и укрепления морального, психологического и физического здоровья школьников;

- эффективность управления школой.

5.4. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования осуществляется путем предоставления информации участникам образовательных отношений через родительские собрания, публичный доклад директора, посредством публикаций, размещения информации на сайте школы в сети Интернет.

Приложение

п/п

Объект

оценки

Показатели

Методы оценки

Ответственный

Сроки

I. Качество образовательных результатов

1

Предметные результаты

доля неуспевающих;

доля обучающихся на «4» и «5»;

средний процент выполнения заданий административных контрольных работ;

доля обучающихся 9, 11-х классов, преодолевших минимальный порог при сдаче государственной итоговой аттестации по предметам;

доля обучающихся 9,11-х классов, получивших аттестат;

средний балл по предметам по результатам государственной итоговой аттестации;

доля обучающихся 9,11-х классов, получивших аттестат особого образца.

Промежуточный и итоговый контроль; мониторинг; анализ результатов итоговой аттестации

Зам.директора по УВР

по итогам четверти, полугодия; учебного года

в соответствии с планом ВШК мониторинга

2

Метапредметные результаты 

Уровень освоения планируемых метапредметных результатов в соответствии с перечнем из образовательной программы ОУ (высокий, средний, низкий). Динамика результатов

Промежуточный и итоговый контроль

Анализ урочной и внеурочной деятельности

Классный руководитель, зам.директора по УВР

в соответствии с планом ВШК мониторинга

3

Личностные результаты

Уровень сформированности планируемых личностных результатов в соответствии с перечнем из образовательной программы ОУ (высокий, средний, низкий).

Динамика результатов

Мониторинговое исследование Анализ урочной и внеурочной деятельности

Классный руководитель, зам.директора по ВР

в соответствии с планом ВШК мониторинга

4

Здоровье обучающихся

Уровень физической подготовленности обучающихся

доля обучающихся по группам здоровья

Доля обучающихся, которые занимаются спортом.

Процент пропусков уроков по болезни.

Мониторинговое исследование

Наблюдение

Классный руководитель, зам.директора по ВР

1 раз в полугодие

 

 

 

1 раз в месяц

5

Достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах

Доля обучающихся, участвовавших в конкурсах, олимпиадах по предметам на уровне: школа, район, область и т.д.

Доля победителей (призеров) на уровне: город, область и т.д. Доля обучающихся, участвовавших в спортивных соревнованиях на уровне: город, область и т.д.

  Доля победителей спортивных соревнований на уровне: город, область и т.д.

Наблюдение

Классный руководитель

Зам.директора по ВР, куратор работы с одаренными учащимися

в соответствии с планом ВШК мониторинга

6

Удовлетворён-ность родителей качеством образовательных результатов

Доля родителей, положительно высказавшихся по вопросам качества образовательных результатов

анкетирование

Классный руководитель

 

Конец учебного года

7

Профессиональное самоопределение

Доля выпускников 9,11го класса поступивших на бюджетную форму обучения

 

 

 

II. Качество реализации образовательного процесса

8

Основные образовательные программы

Соответствие образовательной программы ФГОС:

соответствует структуре ООП

содержит планируемые результаты, систему оценки, программу формирования УУД, программы отдельных предметов, воспитательные программы, учебный план урочной и внеурочной деятельности.

Экспертиза

Директор

Зам.директора по УВР

1 раз в год, в соответствии с планом ВШК

9

Рабочие программы по предметам

Соответствие ФГОС

Соответствие ООП

Соответствие учебному плану школы

экспертиза

Директор

Куратор НМР

два раза в год, в соответствии с планом ВШК и мониторинга

10

Программы внеурочной деятельности

Соответствие ФГОС

Соответствие запросам со стороны родителей и обучающихся.

Доля обучающихся, занимающихся по программам внеурочной деятельности

Экспертиза

Анкетирование

 

Мониторинг

директор

Зам.директора по ВР

 

два раза в год, в соответствии с планом ВШК и мониторинга

11

Реализация учебных планов и рабочих программ

Соответствие учебных планов и рабочих программ ФГОС

Процент выполнения

Экспертиза

 

итоговый контроль

Директор

Зам.директора по УВР

один раз в год, в соответствии с планом ВШК и мониторинга

 

 

12

Качество уроков и индивидуальной работы с обучающимися

Соответствие уроков требованиям ФГОС: реализация системно-деятельностного подхода; деятельность по формированию УУД; и т.д.

Экспертиза, наблюдение

Директор

Зам.директора по УВР, куратор НМР

В течение года

13

Качество внеурочной деятельности (включая классное руководство);

Соответствие уроков требованиям ФГОС реализация системно-деятельностного подхода; деятельность по формированию УУД; и т.д.

Анкетирование

наблюдение

Директор

Зам директора. по ВР

В течение года

14

Удовлетворённость учеников и их родителей уроками и условиями в школе

Доля учеников и их родителей (законных представителей) каждого класса, положительно высказавшихся по каждому предмету и отдельно о различных видах условий жизнедеятельности школы

Анкетирование

Зам директора по УВР

1 раз в год

15

Организация занятости обучающихся

Доля обучающихся, посещающих кружки, секции и т.д. во внеурочное время

Доля обучающихся, принявших участие в мероприятиях, организованных во время каникул

Экспертиза

Зам директора по ВР

В соответствии с планом ВШК и мониторинга

III. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс

16

Материально-техническое обеспечение

Соответствие материально-технического обеспечения требованиям ФГОС

Экспертиза

 

Директор

Зам.директора по АХЧ

2 раза в год

17

Информационно-развивающая среда

Соответствие информационно-методических условий требованиям ФГОС

Обеспеченность обучающихся учебной литературой

Соответствие школьного сайта требованиям

Экспертиза

 

Директор

Зам.директора по УВР

 

2 раза в год

18

Санитарно-гигиенические и эстетические условия

Выполнение требований СанПин при организации УВП

Доля учеников и родителей, положительно высказавшихся о санитарно-гигиенических и эстетических условиях в школе

Результаты проверки Роспотребнадзора

контроль

Анкетирование

 

Зам.директора по АХЧ

В соответствии с планом ВШК и мониторинга

 

19

Организация питания

Охват горячим питанием

 Доля учеников, родителей и педагогов, высказавшихся об организации горячего питания

Мониторинг

анкетирование, опрос

Родительский комитет

1 раз в месяц

 

20

Психологический климат в образовательном учреждении

Доля обучающихся, эмоциональное состояние которых, соответствует норме.

Доля учеников, родителей и педагогов, высказавшихся о психологическом климате  (данные собираются по классам)

Анкетирование

Классные руководители, зам директора по ВР

в течение года

21

Использование  социальной сферы социума.

Доля учащихся, посетивших учреждения культуры, искусства и т.д.

Доля обучающихся, занятых в УДО

Доля мероприятий, проведенных с привлечением социальных партнеров, жителей микрорайона и т.д.

Мониторинг

 

 

 анализ

Зам директора по ВР

Конец учебного года

22

Кадровое обеспечение

Укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию, по каждому из предметов учебного плана;

Доля педагогических работников, имеющих квалификационную категорию;

Доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации;

Доля педагогических работников, получивших поощрения в различных конкурсах, конференциях;

Доля педагогических работников, имеющих методические разработки, печатные работы, проводящих мастер-классы

Экспертиза

Директор

Куратор работы с кадрами

Конец учеб. года

23

Общественно-государственное управление и стимулирование качества образования.

Доля обучающихся, участвующих в ученическом самоуправлении.

Доля родителей, участвующих в работе родительских комитетов, Совета ОУ

 

Экспертиза

Зам директора по ВР

Конец учебного года

24

Документооборот и нормативно-правовое обеспечение

Соответствие школьной документации установленным требованиям

Соответствие требованиям к документообороту.

Полнота нормативно-правового обеспечения

Экспертиза

Директор

Зав.канцелярией

В течение года