"От учителя наука" (советы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку)
“
Дорогие одиннадцатиклассники!
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по русскому языку – обязательный экзамен для всех выпускников. Подготовку следует начать с анализа документов, опубликованных на сайте ФГБНУ «ФИПИ»:
- кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по русскому языку;
- демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена;
- спецификация контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ по русскому языку.
Эти документы дают исчерпывающее представление о содержании экзамена, типах заданий, системе оценивания экзаменационной работы.
Каждый вариант экзаменационной работы ЕГЭ по русскому языку состоит из двух частей и включает в себя 27 заданий.
Часть 1 содержит 26 заданий с кратким ответом. Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде цифры (числа) или слова (нескольких слов), последовательности цифр (чисел), записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Стоит обратить внимание на то, что эта часть по русскому языку наряду с навыками владения орфографическими нормами (задания 9–15) и пунктуационными нормами (задания 16–21) проверяет навыки владения основными языковыми литературными нормами (задания 3–8) и навыки смыслового и речеведческого анализа прочитанного текста (задания 1,2 и 22–26). При подготовке к экзамену отметьте, какие темы Вы уже изучили / повторили, а какие ещё предстоит изучить / повторить. Спланируйте свою подготовку – она должна быть системной.
Часть 2 содержит одно задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), Минимальный объем сочинения в ЕГЭ по русскому языку — 150 слов. Верхняя граница не установлена, поэтому нет ничего страшного, если написать больше этого объема. При этом писать нужно четко, по делу, соблюдая чувство меры. При написании сочинения обычно используется трехчастная композиция: вступление, основная часть и заключение — соответственно, в сочинении точно должно быть не менее трех абзацев. Помимо этого, основная часть, как правило, должна разделяться еще на несколько частей в зависимости от количества микротем, которые поднимает в работе школьник. Рекомендуемое количество слов в таком задании — от 150 до 300.
Одной из важных задач при написании сочинения по прочитанному тексту является создание комментария к тесту, не сбиваясь на пересказ (пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор). Помощниками здесь служат наиболее яркие средства выразительности и приёмы: именно их трактовка и помогает прокомментировать проблему. Обратите внимание на выявление смысловой связи между примерами-иллюстрациями (например, автор сопоставляет или противопоставляет какие-то факты, явления, использует яркую метафору или сравнение – объяснив, что за этим «скрывается», Вы можете логично перейти от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по данной проблеме).
Указание на смысловую связь между примерами-иллюстрациями при комментировании проблемы исходного текста может быть выражено различными способами;
Связь между примерами-иллюстрациями |
Вопросы |
Способ выражения в сочинении |
Детализация |
Можно ли привести подробности? Какие? |
так, например… укажем детали… |
Указание на следствие |
Как это может сказаться на… ? Из чего это следует? Что с этим связано? |
вот почему… |
Подтверждение |
Как это подтверждается автором? |
в подтверждение этих мыслей автора… |
Объяснение |
Почему? Чем это можно объяснить |
автор объясняет это тем, что… объясняется это тем, что… |
Определение |
Что обозначает это слово? |
это слово автор понимает по-своему… значение этого слова определяет… |
Аналогия |
На что это похоже? |
как и в… здесь прослеживается (обнаруживается)… |
Выделение |
Что здесь главное? Что автор (рассказчик) отмечает в первую очередь? |
автор текста фиксирует внимание… |
Сопоставление и противопоставление |
С чем это сравнивается? Чему это противопоставлено? |
сравним… автор противопоставляет… автор сравнивает… |
Не подменяйте определение связи общими словами («Развивая свою мысль, автор приводит следующий пример…», «Продолжая повествование, автор текста приводит пример…» и проч.).
Кроме того, нужно грамотно оформить своё сочинение. Прежде всего, оно должно быть логичным. Для этого целесообразно продумать план сочинения и обязательно подумать о переходах между предложениями и абзацами.
Особое внимание нужно уделить самопроверке работы и выявлению своих собственных ошибок, причём не столько орфографических и пунктуационных, сколько грамматических и речевых - при наличии более четырёх речевых ошибок можно потерять 4 балла.
При подготовке к экзамену по русскому языку могут быть полезны следующие ресурсы, ссылки на которые Вы можете найти в специализированном разделе сайта ФГБНУ «ФИПИ»:
1) видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ;
2) официальный информационный портал единого государственного экзамена (http://www.ege.edu.ru/ru/);
3) открытый банк заданий ЕГЭ;
4) Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена, демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена и спецификация контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ.
Будьте ответственны, внимательны и последовательны! Желаем удачи!