Необычная школа для обычных детей

“Андреева Елена Вячеславовна
Куратор по научно-методической работе
Пусть станет невозможное — возможным!
Пусть станет близким то, что далеко!
И пусть все то, что было очень сложным,
решается красиво и легко!
Вячеслав Прошутинский
Качественное образование… Педагог, родитель, государство – каждый даёт свое определение данному понятию. Для одних это процент «5» и «4» и высокие баллы ЕГЭ, для других – призовые места по результатам участия в конкурсах и олимпиадах, для третьих – степень развития личности, для четвертых – количество выпускников, поступивших в ВУЗы. Но коллектив образовательного комплекса МБОУ СОШ№70 уверен, что качество образования должно определяться степенью успешности детей, успешности – в учёбе, в жизненной устроенности, в сопричастности к их успехам. И основным принципом работы нашей школы являются слова Пьера Бомарше: «Не надо искать путь к победе – надо создать такие условия, чтобы все пути вели к ней!» А миссию школы мы видим в создании благоприятных условий для получения качественного образования через реализацию принципов вариативности, разноуровневости, преемственности, сотрудничества, через создание системы «социальных лифтов», способствующей развитию социальной мобильности всех учащихся, максимальному раскрытию потенциальных возможностей детей, разработке индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческих и интеллектуальных способностей ребенка, а следовательно, формированию у выпускников школы субъектной позиции по отношению к ситуации саморазвития, высокого уровня мотивации к активности по достижению успеха в жизни.
Образовательный комплекс МБОУ СОШ №70 – первое в городе Липецк учебное заведение, в стенах которого объединились все ступени образования: дошкольное, начальное, основное и среднее (полное) общее образование. А это означает, что ребенок находится под крышей родного школьного дома с 3-х и до 17 лет. Именно такая школа расширяет поля социальных позиций, делая их привлекательными пространствами социальной мобильности, определяет становление ребенка и берет на себя ответственность за то, насколько подготовленным он выйдет в реальную жизнь, если говорить терминами федеральных государственных образовательных стандартов – за качественные личностные, метапредметные и предметные результаты каждого выпускника, которые обеспечивают его успешную социализацию.
Качественное образование невозможно без единства подходов к отслеживанию образовательных результатов на всех уровнях общего образования. И единая стратегия образовательной программы образовательного комплекса позволяет обеспечивать такую преемственность. А организация всех видов учебной деятельности в одну смену позволяет реализовывать ФГОС в полном объёме и создавать условия для внеурочной деятельности. Наша школа открыта для учащихся целый день и обеспечивает максимальное раскрытие способностей ученика, учитывая его индивидуальные предпочтения, и выбор дальнейшей образовательной траектории. В процессе обучения мы применяем вариативные формы: пропедевтика, углублённое изучение ряда предметов, элективные курсы, различные образовательные технологии, профильное обучение, создана система дополнительного образования. Большое внимание уделяется работе с одарёнными детьми – это и олимпиадное движение, и участие в научно-исследовательской работе. Таким образом, ученик перестает быть «заложником» внешних требований, которым он может не соответствовать. Каждый получает возможность сформировать необходимые и возможные именно для него учебные действия, получить опыт систематической и целесообразной деятельности по преодолению проблем. Это влияет и на формирование личностных качеств: появляется уверенность в себе, формируется устойчивая мотивация, приходит осознание и принятие своих индивидуальных возможностей и умения учитывать их в деятельности.
Для нас качественное образование возможно, если школа выстраивает единую вертикаль воспитания и развития ребенка на всех уровнях образования. Это придаёт педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, создающий единую методическую «копилку» для повышения качества образовательных и воспитательных услуг. Наши дети с первых шагов в школе включены в деятельность систем школьного ученического самоуправления, Совета общественного самоуправления микрорайона, городского Совета лидеров ученического самоуправления, Совета ученической молодежи муниципалитета. Это позволяет встроить ребенка в разветвленную систему управления муниципалитетом, принимать активное участие в её деятельности, а став взрослым, иметь возможность усовершенствовать эту систему и вести за собой других. Ведь нравственные качества человека, как отмечает А.Г.Асмолов, «порождаются процессами развития линии человека в контексте совместного потока деятельностей…выбора своего собственного «я». Не это ли качественное образование?
Качественное образование возможно, если созданы условия для формирования гражданской, этнокультурной и общечеловеческой идентичности, для личностного самосовершенствования всех участников образовательного процесса. Поэтому в образовательной и социокультурной деятельности наша школа активно использует социальное партнёрство. Так, реализуя программу «Здоровье», школа сотрудничает с ГУЗ Липецкой городской детской поликлиникой № 5; в рамках работы школьного спортивного клуба «Территория спорта» налажено сотрудничество с ДЮСШ № 2 и ДЮСШ № 5, Центром развития детского туризма, студией спортивного бального танца «Микс»; при реализации патриотического направления воспитания эффективными помощниками педагогов являются представители Липецкого авиацентра, Липецкой областной общественной организации «Союз Чернобыль», Российского Союза ветеранов Афганистана; в работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних включены ОП № 6 и ОП № 7 УМВД России по г.Липецку, КДНиЗП Октябрьского округа, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; при реализации программы профилактики употребления ПАВ в образовательной среде школе не обойтись без действенного участия специалистов ГУЗ «ЛОНД», Центра СПИД; очень важно и взаимодействие с музеями и учреждениями культуры города.
Пожалуй, один из главных пунктов качественного образования – это талантливые учителя. Обучая каждого ребенка с учетом его индивидуальных склонностей и способностей, по индивидуальным учебным планам, учителя нашего образовательного комплекса помогают ученикам получить образование на высоком уровне. Каждый учитель обладает предметной и методической компетентностью, психологической гибкостью и способностью к рефлексии, педагоги школы транслируют свой положительный опыт работы на семинарах, мастер-классах, открытых уроках разного уровня. 60% педагогов образовательного комплекса имеет высшую квалификационную категорию. 75 учителей имеют собственные сайты, ведут блоги, страницы на сайтах профессиональной направленности, 177 публикаций, представляющих опыт инновационной, профессиональной деятельности на федеральном и региональном уровнях, только за 2018-2019 учебных год. У нас в школе есть обладатели премий К.А.Москаленко, С.А.Шмакова, Почетных грамот Министерства Просвещения, победители профессиональных конкурсов ПНПО «Образование», «Учитель года», «Подвиг Учителя», «Гордость России», «Мой лучший урок», «Самый классный классный» и многих других.
Качественное образование возможно только в развивающейся школе. Мы всегда шагаем в ногу со временем, стараемся быть конкурентоспособными и осуществляем инновационную деятельность в статусе муниципальной инновационной площадки по теме: «Формирование преемственной системы условий реализации ФГОС ДО, НОО и ООО в процессе создания образовательного комплекса». А в апреле 2016 года МБОУ СОШ №70 присоединилась к инновационному внедренческому проекту А. М. Моисеева "Эффективное развитие школы на основе стратегического подхода к управлению". В 2018 году на базе нашего комплекса работала региональная инновационная площадка «Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся как основа формирования метапредметных умений в условиях реализации ФГОС». На данный момент мы являемся региональной инновационной площадкой по теме: «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся по духовному краеведению в процессе реализации курсов ОРКСЭ и ОДНКНР в урочной и внеурочной деятельности». Только развиваясь, можно достичь качества.
Современную школу сложно представить без серьезной материально-технической базы. Образовательное пространство школы оснащено персональными компьютерами, Интернет, библиотекой, тремя спортивными залами, комфортной столовой, хореографическим и тренажерными залами, мастерскими и лабораториями, фитомодулями, изостудией, в кабинетах английского языка используется лингафонное оборудование. Создание клубов, ассоциаций и объединений на базе комплекса для активного вовлечения детей в общественную жизнь обеспечивает готовность и востребованность среди детей и подростков социальных лифтов, открывает перед ними вариативность жизненных траекторий, обеспечивает высокий уровень образовательных результатов.
Наш образовательный комплекс делает доступным качественное образование для всех. В 2018-2019 учебном году педагогический коллектив школы присоединился к участникам муниципального проекта «Инклюзивное образование: толерантность, доступность, качество», созданного с целью организации целостной системы поддержки детей с особыми образовательными потребностями. На данный момент у нас функционирует два класса для обучающихся с тяжелым нарушением речи (вариант 5.1 и вариант 5.2). Мы создали все условия для успешной адаптации и получения этими ребятами качественного образования. Они активно участвуют в школьной жизни и различных конкурсах, занимаются в изостудии «Акварелька», вокальной студии «Паруса Надежды», спортивной секции «Каратэ». В 2019 году у них уже появились первые результаты (открытый городской фестиваль художественного творчества детей «Радуга творчества» номинация «Инструментальная музыка», первое место; номинация «Декоративно-прикладное творчество», поощрительная грамота; открытый (региональный) фестиваль для детей-инвалидов и детей с ОВЗ «Солнце в каждом!», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, номинация «Художественное слово», 1 место). Конечно, на сегодняшний день школа только выстраивает новую тактику инклюзивного образования, остается множество нерешенных вопросов. Но встав на инновационный путь обновления содержания и форм образования, школа продолжит развивать инклюзивное образование, делая его качественным и доступным.
Говорить о качественном образовании невозможно без результатов учеников. Совместная работа всех участников образовательного процесса позволила педагогам добиться успехов в обучении, развитии и воспитании учащихся. Результаты ОГЭ и ЕГЭ в течение последних 5 лет систематически являются выше общероссийских и региональных, около 18% «высокобальников» по итогам государственной аттестации в 2019 году, 100% выпускников 11 классов поступили в высшие учебные заведения.
Мы любим и привыкли побеждать в творческих, спортивных и интеллектуальных конкурсах и олимпиадах разных уровней: 858 победителей и призеров олимпиад конкурсов и научно-практических конференций в 2018-2019 учебном году (победители заключительного этапа Всероссийского конкурса сочинений, Всероссийского конкурса молодёжных проектов «Если бы я был президентом», VII Международного конкурса исследовательских работ «Старт в науке» и многих других), 38 призовых мест в спортивных соревнованиях разного уровня! Формирование электронного «банка данных» таких детей позволяет заинтересованным организациям получать возможность привлекать таких детей в различные проекты, а также формировать «детскую» точку зрения по всем актуальным для государства и общества вопросам.
Опыт деятельности нашего образовательного комплекса не остался незамеченным. В 2015 г. школа под руководством Прокопенко О. Р. стала победителем городского конкурса «Управляющий совет года», областного конкурса первичных профсоюзных организаций образовательных учреждений «Лучшая первичка 2015 года», а директор Прокопенко О. Р. удостоена звания лучшего социального партнера 2015 года в сфере образования Липецкой области. В 2015 г. МБОУ СШ №70 была внесена в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России». В 2016 году школа внесена в реестр издательских проектов «Федеральный справочник. Образование в России», стала обладателем диплома I степени национальной премии «Элита образования». В 2017 году наше образовательное учреждение стало лауреатом-победителем «Всероссийской открытой интернет выставки-смотра образовательных учреждений: от детского сада до университета» и «Всероссийской выставки.РФ», в 2018 году – лауреатом всероссийского смотра «Гордость отечественного образования». МБОУ СШ №70 является неоднократным обладателем гранта за достижение наилучших показателей качества образования в рамках подпрограммы «Ресурсное обеспечение развития образования Липецкой области» государственной программы «Развитие образования Липецкой области» в 2016 и 2018 гг. В 2019 году образовательный комплекс стал победителем Всероссийского публичного смотра среди образовательных организаций «Творчески работающие коллективы школ, гимназий, лицеев России». По результатам независимой оценки качества оказания услуг организациями (https://bus.gov.ru) наш образовательный комплекс занял 32 место на федеральном и 11 место на региональном уровнях.
Оглядываясь в прошлое, понимаем, что сделано немало. Но смотря вдаль, осознаем, что впереди еще много вершин, которые ждут нашего покорения, чтобы образование стало еще качественнее. Мы мечтаем о своей телестудии, о театральной студии для старшеклассников, о создании сайта «21 микрорайон», о зимнем саде на месте заброшенной теплицы, о своем медиацентре, о дискуссионном клубе и о многом другом. И мы верим, что мечты сбываются. Но для этого надо очень много поработать всем вместе: и педагогам, и детям, и родителям, и депутатам, и просто жителям нашего 21 микрорайона. Невольно вспоминаются слова В.Г. Белинского: «Кто не идет вперед, тот идет назад, стоячего положения нет». Пожалуй, эти слова и эта мысль являются ещё одним девизом, под которым живет и трудится коллектив нашего образовательного комплекса, чтобы каждый ребенок максимально раскрыл свои возможности, получил качественное образование и стал в жизни успешным, и тогда невозможное станет возможным…