«Волшебная сила сказки в жизни ребенка»
“Отчёт о проведении предметной недели кафедры дошкольного образования. (с 19.11.2018 по 23.11.2018 г) Тема: «Волшебная сила сказки в жизни ребенка».
Тема: «Волшебная сила сказки в жизни ребенка».
«Сказка – великая духовная культура народа,
которую мы собираем по крохам,
и через сказку раскрывается перед
нами тысячелетняя история народа».
Алексей Николаевич Толстой
Огромной любовью пользуется у детей сказка.
Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки.
Цель проведения предметной недели: создавать необходимые условия для знакомства со сказками; формировать простейшие эмоциональные реакции: радость удивление, грусть; воспитывать любовь к сказкам.
Задачи предметной недели:
- Познакомить детей с русскими народными, авторскими, волшебными сказками;
- Формировать эмоциональное восприятие литературных произведений и интерес к ним;
- Создавать условия для формирования эмоциональной отзывчивости у детей;
- Воспитывать умение следить за развитием действия, сопереживать героям;
- Расширять представления детей о сказках; формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок; обогащать и расширять словарный запас детей;
- Способствовать установлению и расширению творческих связей между воспитателями, детьми и родителями.
Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще больше. Поэтому в своей работе мы соблюдаем принцип от простейшего к сложному. Благодаря этому дети находятся в ситуации успеха, уверенности в своих силах.
Свою работу педагоги строят на следующих принципах:
- От простого к сложному,где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
- Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
- Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
- Связь обучения с жизнью:должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
В рамках предметной недели проводилось:
- изучение работы воспитателей, планирование образовательной деятельности;
- обследование предметно-развивающей среды в группах;
- беседы с участниками образовательного процесса;
Участниками недели являются:
- воспитанники дошкольных групп и их родители;
- педагоги ОУ.
На заседании кафедры дошкольного образования был составлен план проведения предметной недели. Все педагоги готовили занятия и совместную деятельность с детьми по выбранной теме.
На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна.
Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.
Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.
План проведения недели кафедры дошкольного образования.
Понедельник 19.11.2018
№ |
ФИО воспитатель |
Название мероприятия |
1 |
Салина М.В. |
Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребенка ». |
2 |
Башкирова Т.А. |
Занятие по развитию речи рассказывание сказки «Гуси-лебеди» с элементами драматизации |
Вторник 20.11.2018
№ |
ФИО воспитатель |
Название мероприятия |
1 |
Ушкова С.В. |
Театрализованная деятельность «Волк и семеро козлят» |
2 |
Шипилова Л.Н |
Консультация для родителей «Семейное чтение» |
Среда 21.11.2018
№ |
ФИО воспитатель |
Название мероприятия |
1 |
Шипилова Л.Н.
|
ФЦКМ «В мире сказок» |
2 |
Алдошина Е.С. |
ФЭМП «В гостях у сказки» |
3 |
Башкирова Т.А. |
Круглый стол для родителей «Первые сказки малыша» |
Четверг 22.11.2018
№ |
ФИО воспитатель |
Название мероприятия |
1 |
Паршина А.В. |
Арт-терапия «Путешествие по сказкам» |
2 |
Салина М.В. |
Коммуникация «В гостях у Сказки» |
3 |
Алдошина Е.С.
|
Семинар для воспитателей «О роли сказок в воспитании ребенка» |
Пятница 23.11.2018
№ |
ФИО воспитатель |
Название мероприятия |
1 |
Тематическая выставка «Сказочная страна » |
Все мероприятия проводились согласно разработанному плану.
Неделя прошла организованно в сотрудничестве с родителями и учителями начальной школы.
Итоговым мероприятием предметной недели стала творческая выставка.
НАШИ МЕРОПРИЯТИЯ
Рассказывание сказки «Гуси-лебеди» с элементами драматизации
Цель проведения мероприятия: познакомить с содержанием русской народной сказки; учить видеть взаимосвязь между содержанием литературного текста и рисунками к нему, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными героями; выполнять простейшие танцевальные движения ,стимулировать развитие творческой индивидуальности детей.
Одно из наиболее важных условий успешного развития индивидуальности ребенка - разнообразие и вариативность работы на занятиях. Рассказывание сказок имеет большое воспитательное значение. Рассказывая сказку, ребенок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах.
Драматизация сказки
« Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
И нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
Идет развитие духовного мира детей…»
(Б.М. Теплов)
Цель проведения мероприятия: приобщение дошкольников к театральной деятельности через русские народные сказки.
Дошкольный возраст – это возраст сказки. Сказка будит воображение ребёнка, даёт образцы прекрасного и безобразного, доброго и злого. Через сказки дети начинают сочувствовать и сопереживать вымышленным героям, которые становятся знакомыми и близкими.
ОД по ФЭМП «В гости к сказкам»
Цель проведения мероприятия: Формировать элементарные математические представления через сказку.
Сказка - это источник проявления всех чувств ребенка. Использование сказки в процессе обучения позволяет нам найти путь в сферу эмоций ребёнка, что стимулирует его умственную деятельность, развивает наблюдательность, память, интерес к предмету.
Поэтому сказка является одним из важных средств формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Дошкольный возраст – это возраст сказки. Сказка будит воображение ребёнка, даёт образцы прекрасного и безобразного, доброго и злого. Через сказки дети начинают сочувствовать и сопереживать вымышленным героям, которые становятся знакомыми и близкими. Поэтому маленьким детям обязательно нужно читать сказки – как можно больше. Но выбор самой сказки и конкретной книжки зависят от возраста ребёнка.
ОД по развитию речи «В гостях у Сказки»
Цель проведения мероприятия: развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Известно, что дошкольники, находящиеся под впечатлением какой-нибудь книжки, долгое время воображают себя её главным героем – требуют, чтобы его называли новым именем, сами говорят его словами и стараются во всем походить на него. В этом опять же можно видеть способ проживания и присвоения сказки, и в то же время способ формирования самосознания. Итак, в сказках главное – понимание их смысла, проникновение в их содержание.
«Достичь можно всего, что можно придумать и во что можно поверить».
Арт-терапия сегодня по праву считается одним из наиболее эффективных методов, используемых психологами и педагогами во время занятий с детьми. Посредством творчества они воплощают свои эмоции, страхи и желания, что позволяет узнать о них что-то новое. Кроме того, с помощью искусства ребенок не только способен выразить себя, но и познать окружающий мир, что способствует его социальной адаптации.
Цель проведения мероприятия: цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
«Творческое самовыражение личности ребенка в арт - терапевтическом процессе является золотым ключиком, с помощью которого маленький человек открывает дверь в большую взрослую жизнь». Савенков А. И
Семинар для воспитателей
«Роль сказок в воспитании ребенка»
Цель проведения мероприятия: повышение педагогической и методической компетенции воспитателей и специалистов в вопросе коммуникативного развития дошкольников.
Тематическая выставка «Сказочная страна»
Тематические выставки — одна из форм работы с родителями.
Цель проведения мероприятия: привлечение родителей к активному участию в совместном с детьми творчестве.
«Сказка для ребёнка такое же серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того,
чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности». (Д. Родари)
« Людям, никогда не читавшим сказок, говорил профессор, труднее справляться с жизнью, чем тем,
кто читал. У них нет того опыта странствий по дремучим лесам, встреч с незнакомцами, которые
отвечают на доброту добротой, нет знаний, которые
приобретаются в обществе Ослиной Шкуры, Кота в сапогах и Стойкого оловянного солдатика.
Я говорю не о прямом нравоучении, а о более тонких уроках.
О тех, что просачиваются в подсознание и создают нравственный облик и человеческую структуру.
О тех, что учат побеждать и доверять. А может быть, даже любить.» Чарльз де Линт.
Детство невозможно представить без сказок
С самого раннего возраста дети с одинаковым, захватывающим интересом слушают и
читают наряду с русскими сказками, сказки Шарля Перро, братьев Гримм, дядюшки Римуса.
Со сказкой ребёнок встречается не только в книгах, но и в кино, театре, на телевизионном экране,
забывая обо всём и полностью погружаясь в жизнь героев.
Мир чудесного интригует ребёнка, и интерес к сказке у него не снижается.
Сказки составляют для ребёнка особый мир, который дети воспринимают активно.
Сказка — средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб,
к миру истории, она устанавливает связи: «Я и другие», «Я и вещи»,
«Вещи подлинные и выдуманные». Сказка нужна детям для того, чтобы создать представления о пространстве («далеко-близко») и о времени («давно — сейчас», «сначала — потом»,
«вчера – сегодня – завтра»).
Кроме того, сказка является одной из первых сфер творчества, в которой ребёнок утверждает
свои способности, познаёт себя, переживает первое чувство гордости от того, что он что-то создаёт.
Дети любят слушать сказки, но, как правило, не умеют их сочинять и рассказывать.
Рассказывание и сочинение сказок – это искусство, которому нужно обучать.